Wednesday, January 19, 2011

Особое удовольствие

В этом посте я повторюсь.
Приведу пост размещенный в моем втором блоге.
Я не помню, чтобы покупка, какой – то, пусть даже самой дорогой вещи вызывала во мне такие восторги, как вызывает хорошая книга, или удачный фильм. Наверное, это родом из детства: вместо платьиц с рюшами мне покупали в подарок (вернее доставали) такие дефицитные в Союзе детские книжки с красивейшими иллюстрациями. Сколько восторга вызывает такая еда для ума, сколько волшебных впечатлений, и какое послевкусие остается еще долгое время после прочтения или просмотра качественного продукта. Это просто невозможно описать. С самого начала года мне невероятно везет: пищи для разума – просто ломящийся стол. Нужно начать с того, что совсем внезапно я открыла для себя Дину Рубину. Когда – то, услышав краем уха о ее произведениях, я скептически подумала: о, еще одна Донцова выискалась. Ужасно не люблю модное чтиво, всякие иронические детективы и иже с ними и держусь от них на расстоянии. Почему тогда я так подумала о рассказах Рубиной – неизвестно. Очень рада, что ошиблась. Если описать одной фразой книги Дины Рубиной, то она звучала бы так: «за жизнь». Очень просто, не витиевато. Читаешь, и, кажется, будто бы ты соседку слушаешь. А она вещает тебе об отношениях между своими родными, или пересказывает содержание письма полученного от дорогого сына или рецепт пирога описывает вкусно, или последнюю туристическую поездку припоминает. В общем, Дина Рубина стала для меня литературным открытием года. Что же до кино. Тут я не порадую своим отзывом любителей художественных картин, потому как оба моих открытия – кино документальное. Но какое! Редкое. Оно на любителя. Но от этого еще более ценное, по – моему. Первый фильм – «В поисках идиша». Картина известного поэта Александра Городницкого и Юрия Хащеватского. Это рассказ о непростой судьбе языка евреев-ашкенази — идиш, который практически исчез после Холокоста. Александр Городницкий незадолго до своего 75-летия направляется в Беларусь, в город Могилев, где раньше проживали его родственники, и где осенью 1941 года нацисты уничтожили всех дорогих ему людей, и в другие местечка и города Беларуси, пытаясь найти как своих родных, так и остатки идишкайта, идиш-культуры. В продолжении поисков, он отправляется в Израиль, где живут его потомки. На экране проносятся судьбы разных людей. Особенно замечательно показана драматическая картина увядания особой, еврейской идиш-культуры, подарившей миру Шолом Алейхема и Шмуэля Галкина, Марка Шагала, Хаима Сутина и Соломона Михоэлса. В фильме много песен в исполнении Городницкого. Душевное, хоть и немножко грустное кино. Второй фильм это «Подстрочник». Конечно, я не оригинальна. Фильм с триумфом был показан на российском канале РТР, а книга с одноименным названием , согласно результатам голосования на сайте OpenSpace, стала лучшей книгой года. У «Подстрочника» уже даже блог свой имеется. Кто заинтересовался – вот он http://podstrochnik.blogspot.com/. Но это внешнее, как по мне не столь важное. Важнее начинка. Тут – все в ней. Я совершенно случайно узнала об этом проекте – из блога своей знакомой. И вся эта шумиха прошла мимо меня. Именно поэтому, рассказ Лилианы Лунгиной – главной героини картины, воспринялся так легко, а картина оставила такое щемяще – восторженное чувство. Весь двадцатый век как на ладони. Огромное количество людей, стран, событий – через призму жизни одного человека. Но, что особо поразило меня в фильме – это язык. Такого красивого, образного, богатого русского языка я не слышала со времени окончания школы, со времени расставания со своими старенькими педагогами. Год начался с необыкновенных открытий. И удовольствие от всего этого увиденного и прочитанного хочется растянуть на долгое – долгое время. Френды и френдессы, а что для вас становилось таким же откровением, пусть и не этого года? Что поразило в кино и в литературе? Интересно знать ваше мнение.

1 comment:

Deniz said...
This comment has been removed by a blog administrator.